Приветствую Вас, Гость

08:28
Старт Маркетинг: «Социальные сети догоняют ТВ по популярности»

Старт Маркетинг: «Социальные сети догоняют ТВ по популярности»

02.04.2012
Cамая популярная в России социальная сеть «Вконтакте» насчитывает порядка 79 млн. только российских пользовательских аккаунтов. Это более половины населения страны. А ведь есть и другие социальные сети – «Одноклассники», «Фэйсбук», «Твиттер» – в которых также зарегистрированы миллионы. Неужели вся страна зависает в социалках?

Компания «Старт Маркетинг» решила проверить, так ли это, пересмотрев традиционные рейтинги социальных сетей с учетом регулярности их посещения.

Сетевой бум

Факт остается фактом: за пять с небольшим лет (именно тогда началось активное «соцстроительство» в России) наша аудитория действительно «вросла» во всевозможные «ВКонтакте», «Фэйсбуки» и «Твиттеры». Люди проводят на страничках любимых сетей значительную долю свободного и не совсем свободного времени.

Учитывая эту тенденцию, бизнес разного уровня расширяет свое присутствие в социальных сетях, воспринимая их как эффективные рекламные площадки. Появилось целое направление в маркетинге – Social Media Marketing, изучающее инструменты продвижения товаров, услуг, идей в пользовательских сообществах.

Чтобы повысить осведомленность бизнеса об относительно новом сегменте целевой аудитории, в январе 2012 года компания «Старт Маркетинг» провела исследование, в котором выявила, какие социальные сети предпочитают наиболее активные потребители – люди в возрасте от 18 до 50 лет.[1]

По правилам анкетирования, респонденты, заявившие, что они регулярно пользуются социальными сетями, должны были указать названия этих сетей. Причем варианты ответа им не предоставлялись.

Результаты получились следующими:

  • 44% респондентов указали, что регулярно заходят на свою страничку «ВКонтакте»;
  • 14% респондентов регулярно используют сеть «Одноклассники»;
  • 3% респондентов отметили, что часто посещают «Фэйсбук»;
  • 2% респондентов регулярно сидят в «Твиттере».

Оставшиеся 37% респондентов в основном представляют группы населения,  не пользующиеся социальными сетями, посещающие их время от времени, либо предпочитающие другие социальные сети. Однако процент последних укладывается в статистическую погрешность.

Первое место «ВКонтакте» вполне ожидаемо, однако столь существенное отставание «Одноклассников» и продвигаемого на глобальном уровне «Фэйсбука» все же обескураживает.

Впрочем, можно предположить, что тот же «Фэйсбук» так и остался для части россиян интересной, но не очень практичной новинкой. Имея странички в этой социальной сети, интернет-пользователи заходят туда лишь время от времени, тогда как основные дискуссии и обмен контентом разворачиваются в «вотчине» Павла Дурова.

Подобный патриотизм наших пользователей не может не радовать. Однако тенденции развития отечественного рынка социальных медиа пока неочевидны. У западного гиганта есть шанс побороться за свое место под солнцем.

Для бизнес-субъектов, планирующих продвижение в social media, сравнивать социальные сети по регулярности их посещения разумнее, нежели считать количество зарегистрированных в каждой из них пользователей. Количество не всегда переходит в качество. Всем нам известная проблема «ботов», а также брошенных и неактивных аккаунтов, которые хотя и существуют, все же не могут рассматриваться как реальная целевая аудитория. По данным предыдущих исследований, число аккаунтов только в воронежском сегменте «ВКонтакте» в 2,7 раза превышает число воронежцев, регулярно посещающих данную сеть. Несомненно, это нужно учитывать, прогнозируя потенциальный охват и эффективность рекламы «Вконтакте».

Возраст и медиапредпочтения

В исследовании «Старт Маркетинг» медиапредпочтения людей анализировались в целом, а не применительно только к социальным сетям. Респонденты могли указать любое средство массовой информации, к которому они обращаются чаще всего.

Сравнительная характеристика людей, выбравших в качестве основного канала коммуникации социальные сети, с теми, кто регулярно смотрит телевидение, оказалась весьма показательной.

С увеличением возраста респондентов среди них снижается доля постоянных пользователей социальных сетей и, наоборот, повышается доля тех, кто регулярно смотрит телевидение (см. диаграмму 1).

При этом условно выделяются три социально-возрастных группы, демонстрирующие принципиально разное потребительское поведение в сфере медиа:

Диаграмма 1. Доли потребителей, регулярно смотрящих ТВ и регулярно посещающих социальные сети, в разных возрастных группах
Диаграмма 1. Доли потребителей, регулярно смотрящих ТВ и регулярно посещающих социальные сети, в разных возрастных группах

1.       Поклонники new media (возраст – до 21 года). В этой группе доля тех, кто регулярно пользуется соцсетями, больше, чем доля регулярно смотрящих ТВ.

2.      Группа комплементарного потребления (возраст от 21 до 29 лет). Среди людей, относящихся к этому возрастному интервалу, много как активных телезрителей, так и активных пользователей социальных сетей. Причем часто один вид медиа органично дополняет другой.

3.      Традиционалисты (возраст от 30 до 50 лет). В этой группе популярность телевидения значительно выше, чем популярность социальных сетей.

Следует отметить, что название каждой социально-возрастной группы отражает медиапредпочтения большинства ее представителей, но не может быть распространено на группу в целом. То есть среди людей в возрасте до 21 года, безусловно, могут быть и традиционалисты, а среди людей в возрасте более 30 лет – сторонники new media.

При этом совершенно очевидно, что активность в социальных сетях потребителей зрелого возраста будет только увеличиваться. Уже сейчас среди 40-50-летних 17% регулярно пользуются социальными сетями для общения и получения актуальной информации. Можно считать, что это потребительский авангард, стиль поведения которого со временем адаптируют другие представители данной возрастной группы.

Возрастом респондентов во многом обусловлен и выбор конкретной социальной сети для общения (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Доля приверженцев разных социальных сетей среди представителей определенных возрастов
Диаграмма 2. Доля приверженцев разных социальных сетей среди представителей определенных возрастов

Так, самые молодые участники исследования (18-20 лет) регулярно пользуются сетью «ВКонтакте» (68%). С увеличением возраста доля приверженцев сети «ВКонтакте» постепенно падает.

С сетью «Одноклассники» ситуация противоположная – доля её приверженцев с возрастом увеличивается. 35-40-летних фанатов «Одноклассников» больше всего – 22% от этой возрастной группы. Если же учитывать только регулярных пользователей соцсетей, то в возрастной группе 35-40 лет доля фанатов «Одноклассников» уже достигает 67%, а в группе 40-50-летних - 71%! (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Доля приверженцев разных социальных сетей среди представителей определенных возрастов, регулярно пользующихся социальными сетями
Диаграмма 3. Доля приверженцев разных социальных сетей среди представителей определенных возрастов, регулярно пользующихся социальными сетями

Пик активности для пользователей сети «Фэйсбук» приходится на людей возраста 25-29 лет,  а у сети «Твиттер» есть узкий круг поклонников (1-3%) среди людей всех рассматриваемых возрастов.

Среди людей старше 40 лет снижается доля приверженцев всех социальных сетей. Как говорилось выше, люди этого возраста в большинстве своем предпочитают интернету другие каналы коммуникации, в частности, телевидение.

Результаты исследования комментирует Людмила Свиридова, аналитик компании «Старт Маркетинг»:

«В очередной раз проведенное нами исследование стало прежде всего инструментарием для маркетолога. Чтобы планировать коммуникацию с целевой аудиторией, маркетологу важно понимать, насколько часто эта аудитория пользуется тем или иным СМИ. Теперь применительно к социальным сетям появились первые данные такого рода.

Однако есть и другая интересная деталь, имеющая не только маркетинговое, но и культурологическое значение. Важнейшим результатом исследования стало практическое подтверждение тезиса, который уже высказывался экспертами медиаотрасли: в некоторых возрастных группах социальные сети догнали ТВ по популярности. И по всей видимости, разрыв между телесмотрением и посещением соцсетей, будет сокращаться даже в тех возрастных группах, которые все еще предпочитают традиционные СМИ».


источник http://www.startmarketing.ru/news/127/print

Просмотров: 681 | Добавил: kras | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]